Каталог статей

Каталог статей» Авиация » Военно - транспортная авиация

История ВТА ВВС СССР



"Основным предназначением ВТА являются перевозки войск, боевой техники, вооружения и материальных средств по воздуху и высадка воздушных десантов. В мирное время она обеспечивает боевую подготовку воздушно-десантных войск, осуществляет перевозки в интересах Вооруженных Сил, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других труднодоступных районах, участвует в миротворческих операциях по поддержанию мира в соответствии с международными договорами и обязательствами, доставляет людей и технику для ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф, гуманитарные грузы, выполняет срочные перевозки в интересах экономики страны и решает другие задачи в интересах Правительства , Министерства обороны и Главного командования ВВС."


Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое практическое подтверждение еще в годы первой мировой, а затем и гражданской войн. В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире (в 1930 году) создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.
В марте 1931 года командование РККА приняло решение о создании в ЛенВО опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТВ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переклассифицированных в военно-транспортные самолеты. День формирования этого отряда — 1 июня 1931 года принято считать днем рождения отечественной военно-транспортной авиации.
В предвоенные годы наша авиация получила значительный опыт высадки десантов и воздушных перевозок в ходе учений, маневров и участия в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода. Однако в то время военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специфических задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты-бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4 (ДБ-3), Ли-2, По-2, ПР-5 и др., пассажирские и грузовые самолеты ГВФ Г- 1, Г-2, ПС-84 (Ли-2), ПС-89,С-47 (американского производства, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу) и др. В 1941-1945 гг. они использовались для высадки воздушных десантов, перевозок личного состава и вооружения Сухопутных войск, доставки боеприпасов, продовольствия и других грузов из тыла страны к фронту, эвакуации раненых и больных.
В 1941 — 1945 гг. советская авиация использовалась для высадки воздушных десантов в тылу врага, перевозок личного состава и вооружения, эвакуации раненых, снабжения партизанских отрядов.
О роли авиации как воздушного транспорта в годы войны свидетельствует тот факт, что всего для выполнения транспортно-десантных задач фронтовые части ГВФ, авиация дальнего действия, фронтовая авиация и авиационные дивизии особого назначения совершили свыше 1,7 млн. самолето-вылетов, или 31,4% от общего количества самолето-вылетов нашей авиации в те годы.
В начале войны часть военно-транспортных задач возлагалась на соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-З из состава авиации дальнего действия, а весной 1942 года было создано первое транспортно-десантное соединение, оснащенное самолетами Ли-2 и DC-3. В ВТА были мобилизованы и пассажирские самолеты ПС-40, ПС-41, ПС-7 и ПС-9. В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
В марте-апреле 1946-го была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск - Десантно-транспортная авиация ВДВ. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2. Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка ВТА до конца 50-х годов. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д (1948 г.), Ту-4Д (1955 г.), Ил-14Т (1956 г.), вертолеты Ми-4(1953 г.) и десантные планеры Ц-25 и Як-14.
В 1955 г. ВТА выводится из состава ВДВ и преобразуется в вид Военно-Воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС. Командование ВТА России является средством Верховного Главного Командования и основным компонентом воздушной транспортной системы Вооруженных Сил РФ, имеющим строго централизованное управление.
В 50-е годы разрабатываются специальные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12, которые в конце 1958-го поступили на вооружение соединений и частей ВТА. Новые самолеты с турбовинтовыми двигателями и грузовыми люками в хвостовой части, открывающимися в полете, с грузоподъемностью, в 3-5 раз большей, чем у самолетов первого поколения, оснащенные более совершенным прицельно-навигационным, десантно-транспортным оборудованием и средствами межсамолетной навигации, совершили революцию в вопросах боевого применения ВТА. Военно-транспортная авиация стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных Сил.
В 1967 г. парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%. В 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый отечественный военно- транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина долгое время обеспечивала выполнение всех основных задач ВТА.
     В 1987 г. тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности ВТА по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов. Кроме того, значительное количество транспортных самолетов типа Ан-12, -72, -74, -26, Ил-76 и др. состоит на вооружении транспортных частей и подразделений других объединений ВВС и видов Вооруженных Сил. Все самолеты ВТА оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнять воздушные перевозки и десантирование днем и ночью в сложной метеорологической обстановке, при сильном противодействии ПВО противника. За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства. Она участвовала в большинстве локальных войн и вооруженных конфликтов. Особое место в истории ВТА занимает война в Афганистане, где военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой землей. Всего экипажи ВТА выполнили в Афганистане почти 27 тыс. самолето-рейсов и перевезли свыше 880 тыс. человек личного состава и 426 тыс.т различных грузов. За проявленные при этом мужество и летное мастерство более 1700 офицеров, прапорщиков и солдат награждены правительственными наградами, а полковнику Зеленову Е.А. и подполковнику Копыркину А.С. присвоено высокое звание Героя Российской Федерации. ВТА неоднократно доказывала свою значительную роль при ликвидации последствий землетрясений, технологических катастроф, при срочной доставке миротворческих сил в районы межнациональных конфликтов и проведения миротворческих операций по планам СНГ и ООН. Так, в январе-феврале 1996 г., точно в соответствии с планом, на самолетах Ан-22 и Ил-76 была переброшена российская бригада миротворческих сил в Боснию и Герцеговину. Неоценима роль ВТА в обеспечении и снабжении войск в ходе операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. Большой объем перевозок выполнен в последние годы в связи с выводом российских войск с территории других государств, в том числе Германии, Венгрии, стран Балтии и Закавказья. Неоценим вклад ВТА в решение транспортных задач в интересах экономики страны. Так, в марте-апреле 1996 г. самолетами Ан-124 с ледового аэродрома в Якутии вывезено значительное количество руды цветных и редкоземельных металлов.Жесткие нормативы времени на переброску мобильных компонентов Вооруженных Сил диктуют необходимость дальнейшего развития и наращивания боевых возможностей ВТА. Такая страна, как Россия, не может нормально существовать и защищать свои национальные интересы без мощной военно-транспортной авиации. Для этого в конце 1990-го - начале 2000 гг. необходима замена парка ВТА в связи с полной выработкой ресурса самолетов основных типов, состоящих на вооружении ВТА. В качестве перспективных в настоящее время рассматриваются четыре типа самолетов: Ил-76МФ, Ан-70, Ту-330ВТ и Ил-106. На смену заслуженному ветерану Ан-12 должен прийти современный высокоэффективный самолет Ту-330, который создается по заказу Департамента воздушного транспорта РФ, что позволит сократить расходы Минобороны на его разработку. В качестве возможной альтернативы рассматривается Ан-70, на разработку которого уже затрачены большие средства.Для замены самолетов Ан-22 и Ил-76 создан Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и более мощными и экономичными двигателями ПС-90А. Новая модификация имеет боевые возможности и эффективность на 25-30% выше, чем у Ил-76МД. Разрабатываемый самолет Ил-106 по своим возможностям и экономическим показателям должен в 1,5 - 2 раза превзойти самолеты третьего поколения Ан-22 и Ил-76 и стать основным самолетом ВТА первой половины XXI в. Ожидается, что дальность его полета с нагрузкой 80 т будет более 5000 км. Планируемые сроки завершения разработки - 2003-2005 гг., но и они могут отодвинуться, если финансирование проекта останется на прежнем уровне. Необходимость дальнейшего развития и совершенствования военно-транспортной авиации России не вызывает сомнений. Однако, как и развитие всей отечественной авиации, это возможно только при соответствующей военно-технической политике государства и должном уровне финансирования ее потребностей.



Другие материалы по теме

Категория: Военно - транспортная авиация | Просмотров: 7679 | Добавил: Admin | Дата: 14.02.2008 | Источник: http://www.aviation.ru/afherald/596/moshvvs.rhtml | Автор: ген.-п-к авиации Вячеслав ЕФАНОВ | Перейти на сайт автора | Комментарии (2)

Всего комментариев: 1
аватар отсутствует
+2

Кашевицкий С.В.
01.06.2013 | 10:39 | Ссылка

Кто служил не забудет...Даже полёты в портупее с ком.дивом Акимовым вспоминаются с благодарностью...Ура! С праздником!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]