Каталог статей

Каталог статей» Авиация » Балашовское ВВВАУЛ

История Балашовского ВВАУЛ "На новом этапе" Часть 2.

НА НОВОМ ЭТАПЕ
       В конце 50-х – начале 60-х годов училище вступило в новую фазу своей истории. Это было время перехода на учебный план и программы высшей школы, на подготовку специалистов с высшим образованием.
В 1958 – начале 1959 годов училище начало получать самолеты Ил-14.
В 1959 г. училище сделало выпуск летчиков-специалистов по самолету Ил-14. Это был первый выпуск по новому типу самолетов и последний по профилю средней школы.
Для подготовки высококвалифицированных летчиков-инженеров приказом Министра обороны СССР от 25 мая 1959 года училище преобразуется в высшее и получает наименование "Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков".

Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков
В 1959 году в училище впервые проведены конкурс вступительные экзамены, и первый курс был укомплектован юношами из гражданской молодежи и курсантами Каменской ВАУПОЛ.
Этих курсантов предстояло обучить по программе высшего училища, подготовить из них летчиков-инженеров.

В 1960 г. в связи с мероприятиями по сокращению вооруженных Сил СССР из училища было уволено большое количество подготовленных летчиков-инструкторов. Особенно это коснулось учебного полка на самолетах Ил-14, где летчики уже обучали курсантов на этом типе. Вместо подготовленных инструкторов прибыли летчики и техники из других училищ, которых нужно было научить летать на Ил-14. В течение лета 1960 г. Прибывшие летчики были переучены на самолет Ил - 14 и были подготовлены к обучению курсантов.
В этом же году формируется учебный полк на самолетах Ил-12. Он укомплектовывается летным и техническим составом из Балашовского, Борисоглебского и Оренбургского училищ. Формирование и обучение проводилось на полевом аэродроме Родничок в лагерных условиях.
В августе полк из Родничка перебазировался в Борисоглебск.
В 1968 г. командиром этого полка был назначен полковник Н.Ф. Вертель, а в 1971 г. полк поэтапно, на самолетах Ил-14, перебазировался на аэродром г. Петровска.
В 1960 г. учебный полк в г. Ртищево был укомплектован самолетами Як-18а вместо Ли-2.
В 1959 – 1960 учебном году перед постоянным составов училища была поставлена сложная задача: за 1,5 месяца подготовить курсантов 1 курса (набора 1959 г.) к полетам на учебном самолете Як-18У. За такой же короткий срок необходимо было переучить и летно-инструкторский состав с самолета Як-18 на Як 18У, имеющий переднюю стойку шасси и лучшие аэродинамические качества.
В 1962 году впервые предстояло провести обучение курсантов полетами ночью на самолетах Як-18У. Благодаря тщательной подготовке летного состава обучения курсантов полетам в ночных условиях было выполнено успешно.
В 1962 – 1964 гг. полеты ночью с курсантами второго курса производились на аэродромах Ртищево, Борисоглебск, Балашов, Сердобск.
В 1963 году состоялся первый в истории училища, выпуск летчиков с высшим образованием. Впервые за штурвал помощника и командира корабля в частях, инструктора в училище сели лейтенанты с высшей подготовкой. Это те выпускники, которые начали летать в училище на первом курсе, самостоятельно летали ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях. Многие из них стали командирами авиационных частей, командиров соединений и их заместителей. В. Коваленок и В. Зудов стали космонавтами.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР приказом Министра обороны СССР для училища были учреждены две именные стипендии – одна имени В.И. Ленина, а другая имени М.В. Фрунзе. Эти стипендии назначались лучшим курсантам – отличникам учебы, активно участвующим в общественной жизни и имеющим высокую воинскую дисциплину.
       В 1965 – 1966 учебном году была поставлена задача подготовить к полетам и научить летать курсантов второго курса на современном реактивном самолета Л-29, а курсантов 4-го курса – на новом типе транспортного самолета Ан-24.
К 1966 году две авиационные эскадрильи Балашовского учебного полка были подготовлены к обучению курсантов на самолетах Ан-24. Остальные эскадрильи этого полка обучали курсантов на самолетах Ил-14. К концу 1967 года весь личный состав этого полка переучился на самолет Ан-24 и был готов к обучению курсантов.
В 1965 году перед учебным полком первоначального обучения была поставлена задача подготовить постоянный состав к обучению курсантов на реактивном самолете Л-29. С этой целью была создана группа летного и технического состава для переучивания на этот самолет и перегонки его с аэродрома Ивано-Франковск на аэродром Ртищево. Теоретическое и практическое освоение самолета Л-29 проходило в Оренбургском ВВЛУЛ. Переучивание личного состава полка прошло в короткий срок без летных происшествий. В период весенней распутицы работа велась на аэродроме с ИВПП в Багай-Барановке. В апреле 1966 года полк приступил к обучению курсантов. В полку эффективно использовался тренажер ТЛ-29, который позволял отрабатывать почти все элементы полета, что положительно сказывалось на качестве летного обучения курсантов. Ежегодно проводились показательные катапультирования в воздухе с самолета Л-29.
В 1969 – 1970 годах полк успешно освоил новые виды боевого применения самолета, Л-29 – тактическое и практическое бомбометание и пуск ракет. Обучение летного состава бомбометанию и пуску НУРС по наземным целям было успешно осуществлено на полигоне в районе г. Орска.
Аэродромный маневр применялся и для освоения других сложных видов летной подготовки. Так, из-за отсутствия достаточного количества аэродромов с искусственными ВПП в периоды осенней и весенней распутицы практически исключалась возможность полетов в сложных метеоусловиях. В этих целях в 1968 году в г. Орск была направлена группа самолетов и летного состава Балашовского полка с задачей подготовки летных экипажей ночью в сложных метеоусловиях. Эта задача была успешно решена.
В 1964 году по инициативе начальника училища полковника П.Ф. Лобарева и Балашовского ГК ВЛКСМ при училище была создана на общественных началах Школа юных космонавтов им. А.А. Леонова. Школа формируется из учащихся 8 – 9 классов школ г. Балашова без отрыва от основной учебы в школе. Начальником школы назначен участник ВОВ, летчик подполковник запаса Б.М. Бугарчев. Ежегодно школа осуществляет очередной выпуск. Большинство выпускников поступают и заканчивают Балашовское ВВАУЛ, многие – другие военные училища.
В самом начале 70-х годов училищу предстояло решить серьезную проблему: в связи с восстановлением Борисоглебского училища необходимо было перебазировать Борисоглебский полк на другой аэродром. Был определен г. Петровск, где когда-то уже работал один из полков Балашовской авиационной школы. На этот раз пришлось все начинать сначала. Личный состав, в т.ч. и офицеры, были размещены в старых казармах барачного типа в два яруса. Абсолютно не было никаких объектов материально-технической базы полка, батальона обслуживания, подразделения связи и радиотехнического обеспечения полетов. Все предстояло построить и оборудовать в кратчайшие сроки, причем параллельно с выполнением главнейшей задачи – в ходе летного обучения курсантов.
В апреле 1971 года в Петровок перебазировалась первая аэ Борисоглебского полка, а во второй декаде мая – третья.
В этих сложных условиях летное обучение курсантов третьего курса было закончено в установленные сроки без летных происшествий.
10 октября 1971 года в Петровок перебазировались все остальные подразделения и управление полка, в истории которою открылись новые страницы.
В 70-е годы последовательно вводились бетонные полосы в Балашове, Петровске и на рубеже 70 – 80-х годов в Ртищево. Оборудование этих аэродромов современными системами посадки позволило летать днем и ночью в сложных метеоусловиях в любое время года.
       В 1972 году вся страна готовилась успешно отметить 50-летие образования Союза ССР. К той дате готовился весь личный состав училища под командованием генерал-майора авиации В.А. Горбачева. В этот период больших успехов добились в учебно-боевой подготовке большинство частей и подразделений училища. Вводились в эксплуатацию служебные помещения и жилые дома на центральной базе и в гарнизонах, благоустраивалась служебная и жилая территория. В социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР включился весь личный состав училища. В результате за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР, Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР от 13.12., объявленным приказом МО СССР № 256 от 14.12.1972 года, училище награждено Юбилейным Почетным знаком.
В начале 70-х годов в связи с новыми возрастными требованиями при назначении на должности командиров кораблей и последующие командные должности появилась необходимость ускорить подготовку выпускников по сложным видам, а, следовательно, и сократить сроки подготовки на класс. В этих целях было принято решение о войсковой летной стажировке курсантов 4 курса.
К весне 1973 года было отобрано 60 курсантов, которые 10 мая прибыли в части ВТА. После согласования и окончательной отработки содержания, объема и конкретных вопросов стажировки курсанты приступили к наземной подготовке, а после сдачи соответствующих зачетов – к полетам на самолетах Ан-12. Конечной целью летной стажировки ставилась подготовка выпускника в качестве помощника командира корабля по минимуму командира.
По окончании стажировки курсанты возвращались в училище для сдачи экзаменов по теоретическим дисциплинам и направлялись для прохождения службы, как правило, в части, где проходили стажировку. Там они после сдачи предусмотренных НПП зачетов сразу же приступали к полетам по достигнутому уже уровню. Все это значительно сокращало сроки подготовки на класс, а, следовательно, и назначения на должность командира корабля.
В последующие годы при переходе ВТА на самолеты Ил-76 курсанты-выпускники сначала направлялись в части для наземной отработки практических вопросов эксплуатации этих самолетов, а несколько позже и для летной стажировки на Ил-76. Со временем летная стажировка курсантов 4-го курса стала проводиться не только в частях ВТА, но и в других частях ВВС.
Поступление на вооружение частей училища более сложной авиационной техники ставило перед личным составом ряд сложных задач организационного и учебно-методического характера. Необходимо было в сжатые сроки организовать переучивание постоянного летного состава.
За короткое время был полностью оборудован учебный корпус №2. Были созданы лаборатории электротехники, радиоэлектроники, авиационной автоматики, классы авиационною и радиоэлектронного оборудования самолетов, тренажные классы с кабинами учебного и боевого самолетов и другие учебные и вспомогательные помещения.
В ноябре 1973 года на должность начальника училища был назначен полковник Николай Федосович Вертель.
Помимо задач, связанных с подготовкой летчиков, транспортные полки училища систематически выполняли задачи по перевозкам личного состава и грузов в интересах училища, округа и ВВС. Кроме этих задач, личный состав училища выполнял задачи по оказанию интернациональной помощи другим странам. Так, в 1972 году была выполнена задача по переучиванию экипажей Войска Польского на самолеты Ан-26.
Начиная с 1973 года, летчики училища оказывали помощь развивающимся странам на африканском континенте в перевозке народнохозяйственных грузов. Там пришлось эксплуатировать авиационную технику в трудных условиях – это и невиданная жара, и тропические ливни, и пыльные бури, и другие явления, с которыми впервые столкнулись наши экипажи. Однако, несмотря на эти трудности, задачи выполнялись в полном объеме и в Африке, и на Ближнем Востоке, и в странах Юго-Восточной Азии. Очень многие авиационные специалисты, штурманы, представители инженерно-авиационной службы, воздушные радисты в 70-е годы с честью выполнили поставленные задачи вдали от Родины.

В 1974 году училище торжественно отметило свое 30-летие.
К этому юбилею перед главным учебным корпусом была отстроена площадь, на постаменте установлен самолет Ил-14. Этот самолет перегнал с Оренбургского ВВАУЛ лично начальник училища Н. Ф. Вертель. Теперь появилась возможность в необходимых случаях построить все училище, собрать весь личный состав и военнослужащих, рабочих и служащих и членов их семей. На этой площади принимается присяга у молодых курсантов и солдат, проводятся торжественные построения в дни праздников и юбилейных дат училища. 3десь проходит церемония по случаю выпуска из училища очередного отряда летчиков.
Эту Юбилейную площадь (такое название закрепилось ней с первого дня) посещают молодые авиаторы в дни их бракосочетания, сюда приходят проститься с родным училищем при убытии к новому месту службы, а ветераны и выпускники, которые живут в других городах и бывают в Балашове, приходят поздороваться со своим училищем.
      В 1977 году Балашовскому высшему военному авиационному училищу летчиков было присвоено имя прославленного авиационного полководца, дважды Героя Советского Союза, главною маршала авиации А. А. НОВИКОВА.
7 июля 1980 года училище и полк посетил Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации П.С. Кутахов.
В 1980-1981 годах Балашовский полк успешно выполнил поставленные задачи, завоевал звание отличного полка, занял первое место в училище и первое место среди авиационных частей ВВС Краснознаменного Приволжского военного округа и был награжден переходящим Красным Знаменем Военного Совета ПриВО.

К началу восьмидесятых годов в транспортную авиацию Вооруженных Сил СССР стала поступать новая современная и сложная авиационная техника. Это сразу повысило требования к профессиональной подготовке авиационных кадров и особенно в авиационном училище. Это, соответственно, наложило отпечаток на подготовку летчиков в нашем училище.
В 1983 году был введен в строй новый учебный корпус. Семь кафедр переведены в новые помещения.
За короткий срок были созданы:
– методический класс учебно-летного отдела;
– классы по самолету Ил-76;
– 4 лингафонных кабинета на кафедре иностранных языков;
– лаборатория кафедры физики;
– лаборатории программированного обучения на машинах "ДВК-3”, "Искра-226” и "СМ-1420”.
Уже к началу 1984 – 1985 учебного года в новом учебном корпусе было введено в строй 37 учебных помещений.
Заниматься на самолетных тренажерах курсанты начинали почти одновременно с началом занятий по изучению авиационной техники на 2-м, а с 1991 – на 1-м курсе.
Перед полетами в полку первоначального обучения курсанты летали на тренажерах самолета Л-29 (а с 1987 года на Л-410), а затем на 3-м курсе – на тренажерах самолета Ан-24.


В 1984 году училище торжественно отметило свое 40-летие.
       К празднованию 40-летия училища личный состав начал готовиться в 1982 году, была расширена Юбилейная площадь училища, построен летний кинотеатр рядом с курсантской казармой и учебным корпусом, на здании нового учебного корпуса были смонтированы А.М. Будкевичем макеты орденов "Победа” и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР”, у входа в курсантскую столовую был сооружен фонтан, в авиагородке Ртищевского гарнизона был установлен на постаменте учебный самолет первоначального обучения Л-29.
Много труда и энергии при подготовке к празднованию 40-летия училища вложили начальник училища генерал-майор авиации Н.Ф. Вертель, начальник политотдела полковник В.П. Пинаев, начальник штаба училища С.М. Мрачковский.

В период 1980–1991 гг. училище продолжало выполнять задачи подготовки летных кадров для ВВС. Теоретическая подготовка курсантов проводилась, в основном, на центральной базе в учебном отделе, практическая (летная) подготовка – на учебной базе учебно-авиационных полков, а также в авиационных частях ВВС страны.
Подлинной всесторонней проверкой действенности всего учебно-воспитательного процесса в училище, экзаменом на зрелость выпускников училища, является их практическая работа в войсках. Анализ отзывов на выпускников из частей показал, что большинство молодых офицеров - летчиков с первого дня энергично берутся за дело, много труда вкладывают в овладение трудной, но почетной профессией военного летчика и в этом деле добиваются больших успехов.
Летчики-выпускники училища, проходящие службу в частях военно-транспортной авиации, с достоинством и честью выполняют задания правительства страны по перевозке различных грузов как внутри страны, так и за ее пределами.
Личный состав училища наряду с выполнением основной задачи по подготовке авиационных кадров также привлекался для оказания интернациональной помощи народам Африки, Ближнего и Среднего Востока, для выполнения задач по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Уфимской катастрофы и уборки урожая в различных регионах страны.
В конце 1985 года училище стало готовиться к переходу на обучение на новом типе самолета первоначального обучения Л-410. Создавалась учебная база, новые учебные пособия, схемы, макеты и учебные аудитории. В мае 1986 года группа летчиков переучивалась на самолет Л-410. Закончив переучивание, они приступили к перегонке самолетов для полка первоначального обучения и параллельно к переучиванию его летного состава.
       В конце 1986 года начальником училища стал полковник К. В. Власинкевич, выпускник училища 1963 года, прошедший большой путь становления в частях и соединениях ВТА.
Весной 1987 года курсанты 2-го курса в полку приступили летной практике на самолете Л-410. В этот период весь личный состав включился в активную работу по достойной встрече 70-летия Вооруженных Сил СССР. 
Результатом кропотливого и добросовестного труда командования училища, частей и всего личного состава явилось то, что в 1987 и 1988 годах училище занимало 1-е место среди летных вузов ВВС страны.
В декабре 1988 года начались работы по очистке и углублению большого пруда в жилой зоне военного городка. Работа длилась 4 месяца. В апреле 1989 года пруд был заполнен водой и зарыблен. И сразу изменился микроклимат в жилой зоне. Пруд стал зоной отдыха и прогулок жителей городка, особенно детей. Те авиаторы, которые учились или служили в училище в пятидесятые и начале шестидесятых годов, помнят и часто рассказывают о красоте, уюте и ухоженности военного жилого городка. Вспоминают большие клумбы цветов перед Домом офицеров и каждым жилым домом, фруктовый сад и цветочную оранжерею у КПП-1, много зеленых насаждении и кустарников, ухоженные дорожки, прекрасные два пруда с лодочной станцией, где отдыхали семьи авиаторов и где но выходным н праздничным дням играл духовой оркестр. "Зеленый городок” – так называли центральную базу училища все те выпускники, которые заканчивали училище и уезжали в авиационные части ВВС страны для прохождения дальнейшей службы.
Вспоминают также стадион, который был когда-то на том месте, где сейчас построен новый учебный корпус. Какие спортивные баталии разворачивались там в выходные, праздничные дни, да и в другое свободное от службы время. Стадион училища был рядом с жилой зоной, доступ туда был свободным, и он являлся прекрасным местом проведения не только занятий и спортивных соревнований военнослужащих, но и просто местом проведения досуга всех жителей городка. А зимой поле стадиона превращалось в прекрасный каток. По вечерам там включалось освещение, играла музыка и многие семьи военнослужащих, рабочие и служащие СА от мала до велика, устремлялись туда покататься на коньках, получить добрую порцию бодрости и здоровья.
Как-то, при первом посещении училища, командующий ВВС Воронежского военного округа (тогда училище подчинялось ему) сказал: "Когда входишь на территорию вашего военного городка, хочется снять сапоги и надеть домашние тапочки”. Такая была чистота и уют на его территории.

1993 г.
       Училище перешло на пятилетний срок обучения.
1995 г.
       Училище начало готовить летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации ВВС РФ, а также для других министерств и ведомств.
1998 г.
       С августа Балашовское ВВАУЛ им. Главного маршала авиации А.А. Новикова переименовано в Балашовский военный авиационный институт.
2001 г.
       С сентября младшие курсы института переведены в г. Краснодар.
2002 г.
       С 1 сентября Балашовский военный авиационный институт реорганизован в Балашовский УАЦ и 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института.

В начало статьи>>>


Другие материалы по теме:

Категория: Балашовское ВВВАУЛ | Просмотров: 7265 | Добавил: Admin | Дата: 06.09.2007 | Источник: http://b-vai.boom.ru/etapi_razv/main_godi.htm

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]