Каталог статей

Каталог статей» Авиация » Балашовское ВВВАУЛ

Главный маршал авиации А.А. Новиков

Новиков Александр Александрович
19.11.1900 - 3.12.1976
Дважды Герой Советского Союза

Имя Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова по праву стоит в ряду имен выдающихся полководцев. Под его руководством советские летчики ударами с воздуха сокрушали военную машину третьего рейха, вместе со всеми воинами армии и флота самоотверженно сражались в воздушных боях за честь, свободу и независимость нашей Родины. Командующий ВВС Советской Армии с 1942 по 1946 год маршал авиации Александр Новиков – один из тех, кто защищал Сталинград. Именно Новиков впервые подал идею создания воздушных армий и организовывал воздушную оборону Сталинграда

Александр Александрович Новиков родился 19 декабря 1900 г. в деревне Крюково Костромской губернии. Образование получил в учительской семинарии в 1918 году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской войны, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Проявил незаурядные командные способности, и был принят слушателем в Военную академию им. Фрунзе. Академия являлась той обязательной ступенью, которая позволяла занимать в будущем высшие командные должности в Красной Армии. После окончания академии Александр Новиков был направлен в штаб 11-го пехотного корпуса Белорусского военного округа.

Значительное увеличение военной авиационной техники привело к созданию новых авиационных тактических соединений и военных авиационных частей. В 30-х гг. большое число офицеров было направлено в военную авиацию. Среди них был и Александр Новиков. Именно в 30-е г. начался стремительный взлет его карьеры. В 1936 г. ему было присвоено звание полковника, в июне 1938 г. он был назначен на должность начальника штаба Ленинградского военного округа, а после окончания войны с Финляндией – на должность командующего военно-воздушными силами этого же округа

Накануне войны А.А. Новикова назначили начальником штаба ВВС Киевского особого военного округа. А уже в феврале 1942 года Жуков предложил Новикова на должность командующего ВВС Советской Армии. Позже Александра Новикова стали называть "летающим крылом Жукова". А.А. Новиков сразу же предложил реформировать ВВС и создать воздушные армии, которых раньше не существовало. Значителен вклад А.А. Новикова в коренную перестройку организационной структуры Военно-Воздушных Сил. Создание воздушных армий, которые, как правило, стали входить в состав фронта самостоятельной единицей, позволило исправить ошибку мирного, времени и значительно расширило возможности массированного применения авиации. 

Повышению боевой эффективности Военно-Воздушных Сил способствовало также создание однородныхистребительных, штурмовых и бомбардировочныхавиадивизий, резервных авиакорпусов, в чём не малая заслуга А.А. Новикова. В результате этих преобразований у Красной Армии оказалась мобильная ударная сила небывалой мощности, которой можно было маневрировать от Белого до Черного моря и оказывать существенное влияние на стратегическую обстановку. Новиков А.А., например, впервые ввел управление воздушным боем с земли, по радио, он использовал это еще под Ленинградом. А уже в Сталинграде он применил наземное управление боем в масштабе всего фронта. Новиков понимал, что это нововведение изменит всю картину ведения предстоящих масштабных воздушных операций. Он сумел подготовить и отладить систему радиоуправления боем так, что она не только заработала в нужный момент, но и дала именно тот результат, на который и рассчитывали.

С 19 по 31 декабря 1942 года, во время контрнаступления под Сталинградом наша авиация уничтожила три тысячи вражеских самолетов. Немецких летчиков, пытавшихся прорваться к Сталинграду, называли смертниками, потому что знали, что их там ждет. Воздушная блокада решила исход Сталинградской битвы. Летчики разгромили колонну танков, пытавшихся прорваться к Паулюсу. Под Сталинградом генерал-полковник Новиков сделал ставку на преобладающую роль штурмовиков при прорыве обороны противника. Это была его идея и его личный риск. Всю ответственность он взял на себя. Он считал, что зимой, в сложных погодных условиях, наибольшую помощь наступающим войскам могли оказать именно штурмовики, а не бомбардировщики. Они меньше зависели от капризов погоды, для них легче было подыскивать и готовить аэродромы. 

Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, координировал боевые действия ряда воздушных армий в Сталинградской битве и Кубанском воздушном сражении, на Курской дуге, при освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики, в Восточной Пруссии, Польше, Венгрии, Румынии, штурме Берлина, разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке. С 21 февраля 1944 г. А.А. Новиковглавный маршал авиации (первый в таком звании), он удостоен многих орденов и медалей СССР и иностранных государств. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Александру Александровичу Новикову присвоено 17 апреля 1945 года. Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 8 сентября 1945 года за умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке.

Однако заслуги Новикова не спасли его от печальной участи многих советских военачальников. Война не могла не усилить роль армии в жизни общества. В советской политической реальности это означало ослабление влияния партийного руководства, при этом офицерский и генеральский корпус был молод, обладал фронтовым опытом, научился воевать в обороне и наступлении. Около 40% командиров полков были не старше 35 лет. С другой стороны, война вывела в состав элиты советского общества – в офицерский и генеральский корпус – значительное число беспартийных людей. Среди генералов Красной Армии к маю 1944 г. 286 человек не состояли в ВКП(б). Военным Сталин не доверял никогда, он считал, что военную элиту нужно держать под контролем и в страхе. Не доверял даже тем, кто, казалось, были его старательными исполнителями. НКВД и его преемники – МГБ и МВД вели слежку практически за каждым крупным военачальником, следили и за К.Е. Ворошиловым, и за С.Т. Тимошенко, и за многими другими. Элите грозили возможностью обращения к террору 1937-1938 гг., напоминали, что "товарищ Сталин говорил, что буржуазные государства... постоянно засылают друг другу массу шпионов. Поэтому, нет основания полагать, что к нам засылают шпионов меньше. Наоборот, буржуазные государства к нам засылают шпионов в два-три раза больше, чем в любую буржуазную державу".

Без "внимания" не остался и герой Великой Отечественной войны – маршал Г.К. Жуков, его огромная популярность в армии и среди населения вызывала зависть у Сталина. Жукову не простили независимости, воинской славы, его побед над фашистами. Органы еще в 1939 г. начали собирать компромат на Жукова и на десятки и сотни людей, в той или иной мере связанных с ним по работе. Этим, в частности занималась и военная контрразведка "Смерш", руководимая генерал-полковником В. Абакумовым. В июне 1945 г. во время Потсдамской конференции Сталин встретился со своим сыном Василием, военным летчиком. Тот пожаловался, что наши самолеты "плохие", а вот американские – "что надо". Сталин дал команду расследовать этот сигнал.

Сталин писал: "Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты от Шахурина для фронта, – находились в сговоре между собой с целью принять от Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные, обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и "перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не сообщал об этом Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных действий, ответственность падет, прежде всего, на него, то есть на Новикова. Таким образом, преступления продолжались, фронт получал недоброкачественные самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши летчики"

Надо сказать, что Василий Сталин имел основания быть лично недовольным маршалом авиации А.А. Новиковым. Всё образование сына Сталина составляли незаконченная средняя школа, Качинская военная школа летчиков и годичное пребывание на авиакурсах усовершенствования командиров эскадрилий. В начале 1942 года, тогда ему был 21 год, Василий имел уже чин полковника, занимал должность начальника инспекции ВВС КА. Сам Сталин хотя бы внешне поддерживал миф о своей скромности в быту, тогда как его сынок, пользуясь своим особым положением и попустительством подхалимов, совершенно беззастенчиво попирал военные порядки и вообще вел себя, как разгулявшийся купчик: безобразия, пьянки, кутежи и дебоши. Будучи тогда командующим ВВС Красной Армии и зам. наркома Обороны СССР по авиации, А.А. Новиков потребовал от Василия неукоснительного соблюдения воинской дисциплины и попробовал хоть как-то укоротить его замашки. Так, в частности, из трех машин, которые имел в личном распоряжении Василий, оставил ему одну, как и полагалось по должности. Хотя Новиков прекрасно понимал, что Сталин не мог быть в неведении как относительно небывалого служебного взлета сына, так и относительно его поведения. Кроме этого, в конце 1945 г. А.А. Новиков не подписал представления о присвоении 24-летнему полковнику В.И. Сталину звания генерал-майора авиации… Самолюбие юного полковника было задето, он почувствовал, что у нового командующего крепкая рука и что его "вольнице" пришел конец, Василий начал интриговать. Он ждал лишь удобного случая, чтобы рассчитаться с маршалом.

В марте 1946 года командующего ВВС Советской Армии Главного маршала авиации Новикова А. А. сняли с занимаемой должности – без всяких обоснований, а затем Министр государственной безопасности Абакумов приказал арестовать Главного маршала авиации А.А. Новикова, члена ЦК ВКП(б), наркома авиапромышленности А.И. Шахурина и многих других. Так возникло "Дело авиаторов". Обвинение во вредительстве было абсолютно надуманным – преступления не было, а были недостатки, как и во всяком деле, и в ходе исправлялись, кстати, зафиксированное за время войны количество аварий по техническим причинам является меньше допустимой "нормы" поломок за такой длительный срок, да еще в условиях торопливого производства в военное время. Следователи "Смерша" разрабатывали три главные линии: первой была попытка собрать компрометирующие данные на маршала Г.К. Жукова суть их была однозначна: маршал Жуков возглавляет заговор с целью осуществления в стране военного переворота; вторая – выявить "вредителей" в военной авиации и военной промышленности; третья – выявить связь между военными и политическими деятелями. Стремление найти обвинения против Жукова присутствовало в деятельности всех следователей, а поэтому необходимые показания выбивали, выпытывали у всех людей, которых затягивали жернова следствия. Однако основную роль для будущего преследования Жукова имели показания бывшего командующего ВВС А.А. Новикова. 

Всё имущество было конфисковано, а маршала "…отвезли на Лубянку, где он просидел шесть лет – в лагеря его не отправили. Сталин говорил про Новикова: "Арестуйте, но не уничтожайте!" Он понимал, что маршал Новиков ему может еще пригодиться. На Лубянке каждый день были ночные допросы, которые заканчивались к пяти утра. А в шесть – уже побудка. Да и за тот час, который ему давали отдохнуть, невозможно было уснуть нормально. В малюсенькой камере постоянно горела 500-свечовая лампочка. Поворачиваться на живот – было запрещено. И вот когда он был в таком состоянии – обессилевший, измученный бессонницей, ему подсунули бумагу – донос на Жукова, отпечатанный на машинке. Он подписал. Но это сейчас легко обвинять, а тогда не подписать было невозможно. Донос был составлен малограмотно, никакой конкретики там не было. А суть этого доноса тоже была абсурдной – якобы все победы и заслуги Жуков приписывал себе. Сталину нужна была крупная наживка на крупную дичь. Он просто использовал отца для устранения Жукова, вот и появились шесть томов так называемого "авиационного дела", – вспоминала те времена дочь маршала Светлана Новикова.

4 декабря 1954 года в Ленинграде состоялся суд над бывшим министром Государственной безопасности Абакумовым и несколькими следователями, фабриковавшими под его руководством дела, по которым уничтожались невинные люди. На этом процессе Новиков, уже реабилитированный, с восстановленным воинским званием и наградами, давал свидетельские показания: "Допрашивали с 22 по 30 апр. ежедневно, (письмо Новиков подписал 30 апреля) потом с 4 мая по 8 мая… Морально надломленный, доведенный до отчаяния несправедливостью обвинения, бессонные ночи... Не уснешь, постоянный свет в глаза... Не только по причине допросов и нервного напряжения, чрезмерная усталость, апатия, безразличие и равнодушие ко всему – лишь бы отвязались – потому и подписал – малодушие, надломленная воля. Довели до самоуничтожения. Были минуты, когда я ничего не понимал... я как в бреду наговорил бы, что такой-то хотел убить такого-то… Заявление на Жукова по моей инициативе? Это вопиющая неправда... со всей ответственностью заявляю, что я его не писал, дали печатный материал...". Новиков А.А. подружился с маршалом Жуковым еще при защите Ленинграда. Он говорил, что и назначение его на должность командующего ВВС Красной Армии произошло не без рекомендации Жукова. Сколько же надо было «потрудиться» палачам, чтобы довести до такого состояния дважды Героя Советского Союза, бесстрашного летчика! 

Сразу же после смерти Сталина Новиков А.А. был реабилитирован, дали квартиру, работу. Было установлено, что всех обвиняемых по "Делу авиаторов" принудили к самооговору незаконными методами следствия. Александр Александрович был назначен командовать дальней авиацией, и одновременно в 1954-1955 гг. был заместителем главнокомандующего ВВС. После реабилитации Новиков и Жуков встречались, но Георгий Константинович не смог его простить, он продолжал считал Новикова виноватым. С 1956 года А.А. Новиков – в отставке, начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары "В небе Ленинграда" (1970 г.), учебные пособия и работы по истории советской авиации. В 1958 году А.А. Новикову было присвоено звание профессор.

Александр Александрович Новиков скончался 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Категория: Балашовское ВВВАУЛ | Просмотров: 953 | Добавил: Admin | Дата: 23.08.2009 | Источник: http://otvoyna.ru/statya25.htm

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]